alex_new_york (alex_new_york) wrote,
alex_new_york
alex_new_york

Смысл жизни



Сидорову приснился Будда. Он сидел на циновке в тени дерева Бодхи и разглядывал ползущего по ладони муравья.

- Здравствуй, Будда, - сказал Сидоров.

- Здравствуй, Сидоров, - улыбнулся ему Будда. - С каким вопросом ты пришел сегодня?

- Смысл жизни ищу, - ответил Сидоров хмуро. - Вот, как ты думаешь, Будда: в чем состоит смысл жизни?

- Смотря чьей, - неторопливо произнес Будда, позволяя муравью переползти с большого пальца на указательный.


- Разве смысл жизни может быть разным у разных людей? - удивился Сидоров. - И вообще, я думал, ты мне ответишь, что смыслом жизни является прекращение цепочки перевоплощений и достижение просветления.

- Вот, смотри, - Будда перевернул ладонь, и достигший вершины указательного пальца муравей снова оказался в нижней точке и отправился в новое восхождение. - Ты думаешь, этот муравей полагает прекращение цепочки перевоплощений смыслом своей жизни?

- Муравей вообще не понимает, что такое жизнь и что такое смысл, - сказал Сидоров.

- Муравей не владеет речью и языком логических категорий, - поправил Сидорова Будда. - Однако, если на него нападут, он будет защищать свою жизнь. Значит, жизнь имеет для него смысл. Верно?

- Муравей не размышляет о смысле жизни, - твердо возразил Сидоров. - Им управляют инстинкты.

- Ну, хорошо, - улыбнулся Будда. - давай поговорим не о муравьях, а о людях. Вот, к примеру, представь себе монаха, который пытается избавиться от страданий и достичь просветления. Скажи: почему он хочет избавиться от страданий?

- Ну, кто же этого не хочет? - сказал Сидоров. - Кому в этом мире хочется страдать?

- Ты пытаешься сказать, что монахом, как и муравьем, движет присущее всем живым существам инстинктивное желание избежать страданий? - спросил Будда.

- Да, что-то в этом роде, - согласился Сидоров

- Чем же тогда монах отличается от муравья?

Сидоров задумался.

- Мне кажется, монах отличается тем, что, в отличие от муравья, способен размышлять о смысле жизни, - предположил он.

- Тогда скажи: размышлял бы монах о смысле жизни, если бы у него не возникало желания размышлять на эту тему? - спросил Будда

- Наверное, нет, - ответил Сидоров.

- А может монах испытывать или, наоборот, не испытывать те или иные желания по своему выбору?

- Нет. Желания непроизвольны. Человек может лишь следовать или сопротивляться им, - сказал Сидоров. - Но я ведь веду речь не о желаниях, а о размышлениях. Размышления управляются не непроизвольными по своей природе желаниями, а подчиняются свободной воле того, кто размышляет, и следуют за объективной логикой явлений и понятий.

- Ты в этом уверен? - покачал головой Будда - А вот, представь, что тебе логически безупречно докажут, что единственный объективный смысл твоего существования - это увеличивать энтропию Вселенной и способствовать скорейшему достижению её тепловой смерти. Ты удовлетворишься этим ответом? Или же продолжишь поиски смысла своей жизни в надежде обнаружить нечто более привлекательное?

- Продолжу поиски, - сказал Сидоров.

- И ты сделаешь это потому, что смысл жизни, состоящий в приближении тепловой смерти Вселенной, не согласуется с твоими представлениями о достойном предназначении человека и поэтому неприятен тебе? Верно?

- Да, поэтому, - кивнул Сидоров

- Выходит, - продолжил Будда - Что ты ищешь не столько объективную истину, сколько некую субъективную логическую конструкцию, которая, вписавшись в твои представления о мироздании и о самом себе, помогла бы избежать страданий, вызываемых конфликтом этих представлений друг с другом и с реальностью. И что именно инстинктивное стремление избежать этих страданий лежит в основе твоих размышлений, имея приоритет над объективным анализом, следующим за логикой вещей и понятий.

- Выходит, что так, - вздохнув, согласился Сидоров.

Будда некоторе время смотрел на муравья, добирающегося до кончика его среднего пальца. Потом коснулся пальцем травинки, позволив муравью перебраться на нее и обрести свободу.

- А вот скажи, Сидоров, - продолжил Будда - Эти твои представления о мироздании и о тебе самом... Как ты думаешь: если бы из них действительно можно было сложить логическую конструкцию, не вызывающую внутренних конфликтов и порождаемых ими страданий, - неужели за прошедшие века и тысячелетия никто бы до такой конструкции не додумался?

- Наверное, додумались бы, - ответил Сидоров, помолчав.

- Конечно, додумались бы, - заверил его Будда.

- Тогда получается, что представления человека о прекрасном, достойном и должном заведомо рассчитаны на то, чтобы причинять ему страдания? - спросил Сидоров

- Видишь, Сидоров: ты начинаешь кое-что понимать, - улыбнулся Будда.

- Но зачем же люди развивают и культивируют представления, причиняющие им страдания?

- А разве не стремление избежать страданий движет действиями всех живых существ? - спросил Будда.

- Ты хочешь сказать, что люди создают себе источники страдания, чтобы побудить самих себя к действиям?

- Да, именно так и происходит.

- Но разве не проще избавиться от страданий, уничтожив их источник?

- Так делают последователи моего учения, - сказал Будда.

И, помолчав, добавил:

- Но тут возникает одна проблема.

- Какая проблема? - заинтересовался Сидоров.

- Избавившись от страданий, люди теряют мотивацию для совершения поступков.

- А может быть, их и не нужно совершать?

- Может быть, - пожал плечами Будда. - Но ведь такое могут позволить себе лишь немногие: духовные учителя, монахи. Если так начнут делать все, то материальный мир человеческой цивилизации придет в упадок, а человеческий род - прекратит существование.

- Но разве обязательно впадать в такие крайности? - спросил Сидоров. - Ведь можно уделять материальному миру лишь тот минимум внимания, который необходим для поддержания жизни.

- Так монахи и делают. Но это возможно лишь пока они живут жизнью, скудной в материальном отношении, и не владеют ресурсами, создающими у остальных, идущих по пути материального развития, соблазн эти ресурсы отнять. Если же возникнет конфликт из-за ресурсов, в нем одержат верх те, кто сосредоточивал усилия на материальном прогрессе. Поскольку на их стороне окажется необходимый для победы арсенал машин, знаний и навыков.

- Иными словами, страдания и стимулируемый ими материальный прогресс побеждают в естественном отборе, - подвел итог Сидоров.

- Побеждают.

- И с этим ничего не поделаешь?

- Не знаю, - честно признался Будда.

- Скажи, а почему ты в самом начале сказал, что у каждого свой смысл жизни?

- Так он ведь действительно у каждого свой. Смысл моей жизни, например, - понять природу страданий и путь освобождения от них.

- Хорошо бы при этом еще не привести в упадок человеческую цивилизацию и созданный ею материальный мир, - добавил Сидоров - И понять, как можно совместить освобождение от страданий с материальным прогрессом.

- Кто знает, может, в этом и состоит смысл твоей жизни, - улыбнулся Будда.

Tags: смысл жизни, философия, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments