alex_new_york (alex_new_york) wrote,
alex_new_york
alex_new_york

Слуга двух господ

Сегодня я немного порассуждаю о человечестве, каким оно мне видится.

По моим представлениям, людьми управляют два мира.


Один из них - мир человеческих инстинктов. Когда мы рождаемся, мы сразу получаем его в подарок.

Если бы не наши инстинкты, мы не могли бы испытать любовь и нежность, не могли бы наслаждаться красотой и запахом цветка, красками заката, ароматом сочных плодов и пением птиц в саду. Нам были бы безразличны ласки любимых, прикосновения утреннего ветра и океанских волн. Мы бы не смотрели зачарованно на огонь, не испытывали бы удовольствия, поглаживая своих домашних питомцев. У нас не было бы потребности заботиться о близких, и мы не испытывали бы благодарности за их заботу о нас. Мы были бы лишены любознательности: нам были бы безразличны окружающий мир и окружающие нас люди. Для нас не существовало бы ни стыда, ни сопереживания, ни совести, ни гордости, ни патриотизма, ни родственных, дружеских или социальных привязанностей. Мы не испытывали бы ни счастья, ни страданий, ни страхов, ни надежд, ни ревности, ни гордости, - ничего из того, что наполняет нашу жизнь глубиной переживаний, а происходящее с нами - ощущением значимости и смысла. Еще без инстинктов у нас вообще не было бы желаний - ни простых, ни сложных, ни благородных, ни корыстных, ни возвышенных, ни низменных, - никаких. Все, что наполняет нас жизнью и формирует наше мироощущение и самоощущение, - соткано из инстинктов, этого удивительного дара, оставленного нам предками и бережно хранящегося в наших генах.

Но мир человеческих инстинктов еще не делает нас людьми. Из животных в людей нас превращает другой мир.

Мир Цивилизации.

Этот мир дарит нам речь, а всему, что нас окружает, - имена. Этот мир надевает на голое тело наших инстинктов изысканную одежду человеческой культуры, погружая нас в мир не рычания, царапанья и укусов, - а живописи и музыки, научных статей, философских учений и многосерийных мелодрам, корпоративных прибылей и налогов на недвижимость. Мир Цивилизации формирует направленность наших мыслей, предоставляя нам длинный список тем для обсуждения и задает подробные правила поведения, которые мы, следуя своим социальным инстинктам, принимаемся энергично осваивать, подобно тому, как вскормленные в джунглях дикими животными редкие представители нашего вида, следуя тем же социальным инстинктам, осваивали лазание по деревьям, разгрызание пойманной дичи и сложное поведение в иерархии стаи.

Как и мир человеческих инстинктов, мир Цивилизации является даром наших предков. С той разницей, что хранится этот дар не в наших генах, а в социальных институтах речи, письменности, системы научных знаний, культуры, и т д.

Когда мы говорим, что человек принимает решение и совершает поступок, на самом деле за него чаще всего это делают эти два контролирующие его жизнь мира.

Подобно слуге двух господ, человек является довольно несамостоятельной сущностью, разрывающейся между миром Инстинктов и миром Цивилизации, пытаясь удовлетворить и примирить требования этих двух миров.

Человек может полагать, что он сам рассуждает о философии и литературе, строит авиалайнеры и возводит небоскребы. Хотя на самом деле делает это не сам человек. А человеческая цивилизация, с его помощью. Сам человек как биологический вид, без руководства со стороны Цивилизации, на такое совершенно не способен. В отличие, скажем, от волка или кошки, способных ловить зайцев или мышей вне зависимости от того, выросли они среди волков, кошек, людей или, например, среди птиц, - человек, выросший вне наполняющей его содержанием Цивилизации - это голое, дикое, немое и беспомощное животное, с трудом способное поддержать процесс собственного существования. Если людей сохранить, а человеческую цивилизацию с её языком, знаниями, технологиями и сложными машинами - бесследно убрать, - то онемевшим и мгновенно всему разучившимся представителям вида homo sapiens в лучшем случае снова понадобятся сотни тысяч лет для того, чтобы возродилась цивилизация, превращающая их из животных в людей. В лучшем случае - поскольку не факт, что в результате такого эксперимента лишившиеся своей человеческой сущности люди не вымрут или не одичают, окончательно и необратимо.

Похожим образом дело обстоит и с инстинктами. Человек может полагать, что он сам любит и ненавидит, симпатизирует и ревнует, испытывает желания и страхи. В то время как на самом деле решения в этих вопросах за него принимают его инстинкты, в обход сознания. Если лишить человека инстинктов, он лишится желаний, потребностей, устремлений и целей, моментально став нежизнеспособным.

Мир Инстинктов и мир Цивилизации управляют людьми, подобно тому, как их Тело и их Личность управляют работой нейронов их мозга.

Однако человек редко осознает это и обычно стыдливо пытается откреститься от мира своих Инстинктов, гордо объявляя себя свободной сущностью, равновеликой миру Цивилизации, - хотя в реальности является лишь сосудом, который мир Цивилизации наполняет содержанием.

Квинтэссенцией взглядов человека на собственную суть является концепция Свободы Воли, утверждающая способность человека быть самостоятельной сущностью, независимой и от мира Инстинктов, и от мира Цивилизации. Но поскольку, кроме переживаний, подаренных миром Инстинктов и размышлений на темы, предложенные миром Цивилизации, человеку просто нечего переживать и не о чем размышлять, - он утверждает свою независимость от этих двух управляющих им миров, то проповедуя подаренные ему миром Инстинктов Любовь, Сострадание и стремление к Познанию и Свободе, то рассуждая на темы Гуманизма, Либерализма и Всестороннего Развития, предложенные ему для размышления и обсуждения миром Цивилизации.

Такая вот забавная Свобода Воли получается. Ну, хоть такая. Всё же лучше, чем совсем никакой.

Tags: инстинкты, свобода воли, философия, цивилизация, человечество
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments