alex_new_york (alex_new_york) wrote,
alex_new_york
alex_new_york

Стремление к новизне

sea

Если на пару минут уставиться взглядом в одну точку, не позволяя взгляду смещаться, то наши глаза вскоре перестанут видеть находящуюся перед нами картину. И только после того, как точка приложения нашего взгляда сместится, мы снова начнем видеть окружающий мир.



Неизменное человек быстро перестает замечать. Это помогает нашему мозгу экономить силы, тратя их лишь на анализ нового, вместо повторного осмысления уже однажды осмысленного.

Но эта же черта оказывает нам дурную услугу, подталкивая нас к поиску все новых раздражителей, вместо того, чтобы поощрять к глубине мировосприятия и понимания.

Зрители и читатели ищут сенсаций - новых ощущений и впечатлений, новых взглядов на мир (sensation в переводе ведь означает именно "ощущение"). И авторы, стремясь удовлетворить спрос, соревнуются друг с другом в оригинальности.

Такими уж природа нас сделала.

Поторопилась, конечно, природа. Ведь это только в доисторические времена мир менялся настолько медленно, что реагирование на привычное и неизменное можно было переложить на инстинкты, предоставив разуму разбираться лишь с непривычным и новым. А во времена человеческой истории то, что кажется привычным и неизменным, на самом деле очень быстро меняется. По эволюционным меркам - так быстро, что инстинкты уже не успевают перестроиться. И в результате мы с энтузиазмом фокусируемся на всяких мелочах, всякой новой ерунде и частностях, а в самом главном и фундаментальном - полагаемся на сбившийся с курса автопилот.

Древние культуры понимали это. И поощряли человека не к постоянному поиску нового, а развивали традиции глубоких медитативных размышлений о том, что нам кажется привычным. В древнеиндийской ведической традиции, например, не существовало не только современного культа новизны и сенсации, но и современного соревновательного отношения к авторству. Древнеиндийские авторы часто публиковали свои трактаты не под собственным именем, а под именем какого-нибудь знаменитого мудреца древности, в надежде, что это придаст их мыслям дополнительный вес и поможет читателям внимательнее в них вчитаться.

Не случайно самые глубокие и более всего способные помочь человеку ответы на фундаментальные вопросы жизни предлагают именно древние культуры.

А талантливые писатели, композиторы, режиссеры, художники, актеры и другие творческие люди, стремящиеся сказать читателю и зрителю что-то новое, то и дело мучатся экзистенциальными проблемами и страдают депрессиями.

И те, кто обращаются за советом к древним культурам, часто гораздо счастливее тех, кто обращается за ним к искусству, создаваемому вовлеченными в вечную погоню за новизной авторами.

Кто-то скажет: зато с творческими людьми часто интереснее, чем с гуру.

И с читателями и зрителями, которые тянутся к искусству и новизне, часто интереснее, чем с теми, кто просто ищет счастья, следуя древней мудрости.

И еще кто-то скажет: зато поиск новизны - это не только неудовлетворенность, но и развитие. А счастье - это точка остановки, конечный пункт назначения.

Может быть, и вправду вечно стремиться к новизне правильно?

И может быть, наш автопилот не сбился с курса. А просто курс изначально нацелен вовсе не на счастье, а на развитие, пусть и ценой вечной экзистенциальной неудовлетворенности?

И если это так, то следует ли менять курс с развития на счастье?

Tags: ведическая культура, новизна, развитие, счастье, философия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments